Мир прошлого > Мемуары

Вспоминает Александр Оникович Межлумов

Большие перспективы в Дагестане были связаны с открытием геологами в прибрежной части Каспийского моря Избербашского месторождения. Надо было организовать бурение скважин не только на суше, но и в море. В то время способ бурения горизонтальных скважин не был известен. Освоение и разработку месторождения намечалось осуществить с помощью морской эстакады, сооружать которую было поручено конторе бурения № 1 треста «Дагнефть» (этой конторой в 1949 г. руководил мой отец). Возглавлял же все эти работы Б.А. Рогинский. Он же совместно с А.О. Асан-Нури и Н.С. Тимофеевым был автором проекта 16-километровой эстакады с площадками для бурения.

В сентябре 1949 г. был организован трест «Дагморнефть», управляющим которого был назначен мой отец. Впоследствии сам он признавался: «Я и сейчас с удовольствием вспоминаю атмосферу рабочего творчества, которая царила на стройке. Рабочие, мастера, инженеры по ходу строительства предлагали новые решения в таких сложных вопросах, как забивка свай, защита от коррозии. Буквально на глазах росли большие мастера эстакадного строительства. Запомнился мне мастер Хаметов. Он за короткое время стал лучшим мастером-монтажником стройки. Работать у него учились не только рабочие, но и инженеры. Стройка в Избербаше стала ярким примером плодотворного сотрудничества рабочих и инженеров, увлеченных одной идеей, одной целью...»

Сооружение избербашской эстакады потребовало принципиально новых решений. И такие новые решения были найдены: кустовое бурение наклонно направленных скважин и бурение двухствольных скважин …

Новый способ двухствольного бурения заключался в том, что с помощью одной буровой установки и одним комплектом бурильных труб бурились одновременно две наклонно направленные скважины, устья которых были расположены на расстоянии 1,5 м друг от друга. Способ быстро выявил свои преимущества …

Внедрение двухствольного метода бурения привело к дальнейшему сокращению объема строительно-монтажных работ. В тресте «Дагморнефть» с одной площадки при эстакаде двухствольным методом стали бурить шесть скважин вместо обычных четырех.

В объединении «Азморнефть» при бурении с индивидуальных морских оснований второй скважины требовалась пристройка половины основания с тем, чтобы на ней разместить две ноги вышки, отодвигаемой от пробуренной скважины. При двуствольном бурении две скважины бурятся с одного основания без пристройки. Таким образом, объем морских сооружений сокращается на 33 %, что при весьма высокой стоимости этих сооружений дает большую экономию времени и средств.

В тресте "Ставропольнефть" объем скальных и строительно-монтажных работ при переходе на двухствольное бурение сократился на 30-50%.

Это позволило ускорить подготовку к бурению новых буровых установок и почти вдвое сократить разрывы между окончанием одной скважины и началом бурения второй, при которых непроизводительно использовалось 15-20 % всего времени работы буровых бригад ...

Затраты времени на бурение одной скважины двухствольным методом по сравнению с одноствольным сократились в тресте «Дагморнефть» на 34,5 %, в «Ставропольнефти» на 31,4%. Коммерческая скорость при данных глубинах скважин возросла в тресте «Дагморнефть» на 49,5%, в «Ставропольнефти» на 53,3% ...

Ветераны (воспоминания) из истории развития нефтяной и газовой промышленности. Вып.13. – М., 2003. С. 42-60.

 

К началу

Общее дело

Будем рады получить от вас уточнения и замечания к размещенной информации, воспоминания, отклики и пожелания.

 

 

© 2008–17 ОАО «НК «Роснефть»

Мир музея

Виртуальная экскурсия
Терминалы инфоресурсов
Интернет-навигатор
Мир экспонатов

Коллекции музея
Новые поступления
Исторические места
Мир образов

Фотодокументы
Видеохроника
ЗD-реконструкции
Мир текстов

Публикации музея
Публикации о музее
Избранное
Мир прошлого

Хронограф
Мемуары
Событие века
Мир настоящего

Лента времени
Событие года
Новости музея
Мир будущего

Хроноскоп
Прямая речь
Прогноз века