Мир прошлого > Мемуары

Рассказывает ветеран завода Мария Трофимовна Павлова

На Комсомольский-на-Амуре нефтезавод я приехала в 1946 году. До приезда проживала в городе Грозном с родителями, которые работали на нефтяных промыслах. После окончания школы поступила в нефтяной техникум.

После техникума меня направили на Комсомольский нефтезавод, а мою подружку — на Хабаровский. До Комсомольска из Грозного добиралась двадцать суток пассажирским поездом. Вокзал меня сильно удивил: маленький, деревянный. Автобусы не ходили, и за нами на вокзал приехала заводская, крытая брезентом машина. Остановились у двухэтажного деревянного здания, в нем находилось заводоуправление. Вошла к директору. Тогда временно исполнял обязанности директора главный инженер завода Анатолий Антонович Мазур. Спрашиваю: "Завод, видимо, расположен за горою, раз я увидела только одну установку? На заводах в городе Грозном по 70 и более установок". Он улыбнулся и сказал: "То, что вы увидели, это и есть наш завод!" В ответ на мое недоумение он ответил: "Не переживайте! Скоро будем строить крекинг-установку!" Направили меня на работу в цех № 1, определили подменным оператором технологической установки. Работала в разные смены в бригадах, руководимых старшими операторами К.И. Уткиной-Комаровой, А.Д. Жибровым, П.Г. Наливайко, В.М. Емельяновым, А.М. Емельяновым, К.И. Васильевым. Они охотно делились своими знаниями и опытом.

Первые годы работы на заводе были для меня испытанием. Летом — то жара, то холодные дожди, то невыносимая мошкара. Зимой — тридцатиградусные морозы, пурга, вьюга. Снегом заносило бараки до крыши. На работу ходили, пробиваясь через сугробы. Впервые послевоенные годы с питанием было плохо. Хлеб по карточкам. Масло растительное соевое — 500 грамм на месяц.

Завод тогда работал только в период навигации на Амуре. Зимой рабочие трудились на лесосеках или на строительстве жилого городка. Я работала в заводоуправлении, чертила, копировала чертежи, составляла сметы… В 1948 году отменили карточную систему — стало легче жить. Мы все надеялись на лучшее будущее. Я думала про себя: отработаю три года и вернусь в Грозный... Но прошли годы, полюбила я завод, Комсомольск-на-Амуре стал родным городом… Четыре года я работала сменным оператором, а затем старшим оператором технологической установки. В то время производительность установки была невысокая, автоматика примитивная. Качество нефтепродуктов регулировали выводами тарелок вручную: если тяжелый продукт, убавляли вывод, легкий — прибавляли. С первой колонны получали бензин, со второй колонны — лигроин, дизельное топливо, мазут. Затем освоили новую продукцию — авиакеросин Т-1, позже — авиакеросин ТС-1, дизтопливо ДС, ДЛ.

В январе 1952 года меня назначили старшим инженером цеха № 1, а в 1954 году — заместителем начальника цеха. Начальником цеха работала Лидия Никитична Дук. На заводе тогда внедрялась новая техника и автоматика. Это давало увеличение производительности установки АТ, улучшало качество нефтепродуктов. Особенно высокой производительности установка достигла с вводом второго блока АТ, а это — целый комплекс: две ректификационные и одна отпарная колонны, вторая печь, дегидраторы и теплообменники, трубопроводы…

Молодость зрелого возраста: Комсомольский нефтеперерабатывающий завод. - Хабаровск: Частная коллекция, 2002. С.111-112.

К началу

Общее дело

Будем рады получить от вас уточнения и замечания к размещенной информации, воспоминания, отклики и пожелания.

 

 

© 2008–17 ОАО «НК «Роснефть»

Мир музея

Виртуальная экскурсия
Терминалы инфоресурсов
Интернет-навигатор
Мир экспонатов

Коллекции музея
Новые поступления
Исторические места
Мир образов

Фотодокументы
Видеохроника
ЗD-реконструкции
Мир текстов

Публикации музея
Публикации о музее
Избранное
Мир прошлого

Хронограф
Мемуары
Событие века
Мир настоящего

Лента времени
Событие года
Новости музея
Мир будущего

Хроноскоп
Прямая речь
Прогноз века